http://www.vest-news.ru/article.php?id=5966
Александр КАНДИДОВ
Дугнинскому заводу 300 лет
Высокие цены на металл подтолкнули предприимчивого купца Андрея Денисовича Виниуса задуматься над строительством в в России вододействующего завода по иностранному образцу. Вместе со своими компаньонами он выписал из Европы до 600 специалистов железного дела. Создали литейно-кузнечную школу, в которую поочерёдно посылали тульских кузнецов для обучения «заварке» ружей. Среди них был и Никита Демидович Антуфьев, позднее ставший сподвижником Петра I в реализации «металлургической программы», как сказали бы мы сегодня, уроженец села Павшино, что в 20 верстах от Тулы.
В 1696 г. Пётр проездом остановился в Туле, намереваясь заказать кузнецам-умельцам несколько алебард по иностранному образцу. Пришёл Антуфьев, которому царь велел выковать 300 алебард. Возвращаясь затем из Воронежа, Пётр вновь заехал к кузнецу и показал ему иностранное ружьё. Через некоторое время кузнец привёз царю шесть ружей, сделанных не хуже чужеземных. Монарх пожаловал мастеру сто рублей и приказал отвести ему близ Тулы несколько десятин земли для «копания железной руды и жжения угля».
С тех пор Никита Антуфьев стал именоваться Демидовым. Грамотой царя ему давалось право отыскивать «угожие места» для строительства железоделательных заводов. Он обращает внимание на речку Дугну вблизи её устья и посылает своего сына Григория к стольнику Василию Алексеевичу Лодыженскому, которому принадлежала эта земля, чтобы договориться об аренде.
В указе Петра от 25 июня 1707 года говорилось: «Никита и Григорий приискали такое угожее место к железным заводам, и мочно лить бомбы, и ядра, и ручные гранаты и делать всякое кованое железо в Олексинском уезде на речке Дугне близ реки Оки у стольника нашего Василия Алексеева сына Лодыженского...»
Правительство приписало к заводу в Дугне крестьян ближних деревень, и уже в скором времени Демидовы рапортовали государю: «А с тех заводов припасов в артиллерию дано многое число».
Демидовы использовали труд не только приписных крестьян, но и пришлых и беглых, обещая им, что они не будут знать никаких властей, податей, налогов. Люди шли охотно, не зная, что позднее будут закрепощены.
Завод был пущен в том же 1707 году. Никита Демидов стал основным поставщиком оружия для армии и флота в Северной войне и был пожалован Петром в комиссары. Его богатство быстро увеличивалось. На Урале сын Никиты Акинфий наладил добычу магнита и малахита и тоже стал обеспечивать армию боеприпасами.
Вешние воды часто разрушали плотины на Дугне. В 1715 году заводы даже были затоплены. Хозяином их становится младший сын Никиты Демидовича, Никита Никитич, который, по сути, создал новое чугунолитейное и железоделательное предприятие, построенное на обоих берегах речки. Продукция отправлялась зимой на подводах, летом по Оке на стругах.
4 февраля 1726 года Демидовыми было получено разрешение на строительство передельного завода на речке Брынь в Мещовском уезде. У капитана Обухова они купили три сельца - Толстошеево, Хотисино и Воротное - с пахотной землёй, лесами и выпасами. Крестьяне этих деревень стали резервной рабочей силой заводчиков. В счёт подати они выполняли работы на заводе, а в свободное время занимались хлебопашеством.
В 1739 году Никита Никитич покупает у графа Михаила Головкина Ромодановскую волость, в состав которой входило 28 сёл и деревень. В семи верстах от Калуги, на речке Вырке, Никита Никитич строит железоделательный молотовый завод.
Деловыми качествами обладал и сын Никиты Никитича, Евдоким (1713-1782), который ещё при жизни отца принимал участие в управлении производством.
В 1754 году публикуется указ об уничтожении подмосковных железоделательных заводов с целью сохранения лесов и борьбы с пожарами. Под действие указа попадали Дугнинский и Вырковский заводы, а существование Брынского передельного без Дугнинского доменного было бессмысленным. Евдоким Никитич писал в Сенат, что, хотя Дугнинский завод и отстоит от Москвы в 170 верстах, ущерба лесному хозяйству не приносит, так как «на угольное жжение лесу нет и не покупается, а лес доставляется с верховий Жиздры и Угры через Оку, на которой стоит завод в безлесном месте для одной руды и водной коммуникации, что снос Дугнинских заводов (домен) вызовет остановку Брынского завода, который хотя и отстоит от Москвы в 300 верстах и по довольству леса к уничтожению не определён, но когда Олексинский (Дугнинский) завод уничтожен будет, тогда и тот отдалённый Мещовский (Брынский) завод за неимением при нём руд и невозвратным убытком и разорением в опустошении принуждён вовсе остаться».
Демидов привёл и ещё «два законных резона»: «На Дугнинском заводе заготовлено такое количество сырья, которое невозможно будет переработать в течение пяти лет».
Свою челобитную Евдоким Демидов завершал просьбой, чтобы заводы отца были освидетельствованы и было бы высказано объективное мнение. На этот раз Демидовым удалось удержать заводы. Но полной уверенности не было, и они строят новые заводы на тот случай, если Дугнинский и Вырковский закроют. В результате хлопот 31 января 1755 года они получают разрешение на строительство завода в д. Людиново, купленной у А.Батурина за 11 тысяч рублей.
К концу жизни у Никиты Никитича было пять заводов.
Учитывая свои преклонные годы, он в декабре 1758 года решил поделить заводы между сыновьями. Евдокиму досталась брынская часть, но он выменял ее у брата Алексея на людиновскую. В 1777 году Евдоким Никитич усмотрел, что его людиновские заводы находятся среди великих лесов, и в целях экономии на транспортировке прекратил в Дугне передел чугуна.
Сын Евдокима, Пётр, продолжал строить новые заводы и расширять старые. В 1795 году он построил в Дугне молотовую фабрику, названную Нижне-Дугнинским заводом.
В 1807 году правительство решает закрыть заводы в Дугне, а мастеровых перевести на Сукремльский завод. Петр Евдокимович проявляет завидную энергию по спасению заводов, и уже к 1 апреля 1809 года они поставили такое количество боеприпасов, какое не смогли выполнить Петербургский, Олонецкий и Кронштадтский заводы.
Отечественная война 1812 года увеличила спрос на артиллерийские снаряды. 8 сентября 1812 года Кутузов отдаёт распоряжение калужскому губернатору Каверину целиком переключить на производство боеприпасов для армии Дугнинский, Сукремльский и Людиновский заводы. Взяв эти предприятия под контроль, фельдмаршал потребовал, чтобы боеприпасы изготовлялись только тех калибров, которые употреблялись в нашей армии, и чтобы работы не прекращались ни при каких обстоятельствах.
Занимались дугнинские умельцы и художественным литьём. В Киеве установлен памятник князю Владимиру Святославовичу по проекту скульптора В.И.Демут-Малиновского и архитектора К.А.Тона. Памятник открыли 23 сентября 1853 года. Фигура князя стоит на восьмигранном пьедестале, облицованном чугунными плитами, отлитыми дугнинскими мастерами.
Дед Петра Евдокимовича, Никита Никитич, до раздела своего имущества в 1758 году имел 11 заводов: шесть на Урале и пять в центральной России. Многочисленные его сыновья и внуки построили в течение ХVШ века 20 заводов, к концу века смогли сохранить девять, к началу XIX века - семь. Дугнинский и Людиновский заводы в начале XIX века ещё действовали. 21 января 1821 года была совершена купчая П.Е.Демидова с московским купцом Дмитрием Дементьевичем Лавровым на продажу дугнинских заводов.
Тяжёлый труд арендаторы оплачивали скудно, мастеровые бастовали. В 1904 году учитель Бриллиантов создал в Дугне социал-демократический кружок большевистского толка.
В 1919 году завод был национализирован. В годы разрухи он не работал, позже скооперировался с соседним Петровским заводом и выпускал запчасти к трактору «Фордзон», веялкам, приводы к конным молотилкам, печную фурнитуру.
В годы Великой Отечественной войны литейщики отливали «рубашки» к ручным гранатам РГД и «лимонкам».
В послевоенные годы завод выпускал даже деревообрабатывающие станки, а в основном печную фурнитуру. В середине XX столетия завод перешёл на производство конвейеров для картофелеуборочных комбайнов, запорной арматуры. Расцвет завода и посёлка относится ко второй половине прошлого века. Люди были обеспечены жильём, построены новые цеха, Дом культуры.
В конце XX века завод становится собственностью акционеров, входит в промышленную группу ОАО «РусТЭН», отливает пильцебс - мелющее вещество для цементных заводов.
Работавшие в последние годы директорами завода Борис Лыков, Сергей Домахин и Сергей Шутов внесли большой вклад в развитие предприятия и посёлка. Дугнинский механический завод ныне единственный в центральной России из 21 действовавшего в ХVШ веке.
Сайт газеты Калужской области "Весть" 13.12.2007