Народный архив. Калужская губерния
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Народный архив. Калужская губерния

Филиал народного архива Российской Империи. Генеалогическая и краеведческая информация, взаимопомощь и взаимовыручка тех, кто ищет

Последние темы
» Различные выписки, содержащие информацию об уроженцах и жителях д. Пустынка
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Мокрое EmptyСб 16 Ноя - 14:30 автор Владислав

» Ищу информацию о Цуриковых из Жиздринского уезда
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Мокрое EmptyПт 15 Ноя - 1:14 автор Honey6486

» Беловы из деревни Меховой
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Мокрое EmptyПн 4 Ноя - 22:01 автор Иван Болдов

» Курцаповы. Деревня Фроловка.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Мокрое EmptyВт 22 Окт - 17:49 автор Roslavl

» Различные выписки, содержащие информацию об уроженцах и жителях д. Заболотье
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Мокрое EmptyСб 5 Окт - 20:29 автор Иринушка

» Ищу информацию.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Мокрое EmptyСб 14 Сен - 8:49 автор divik

» Фелицыны (священослужители Калужской Губернии)
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Мокрое EmptyПн 9 Сен - 21:39 автор Сергей Данилов

» Книги по Жиздринскому уезду
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Мокрое EmptyПн 26 Авг - 0:16 автор Иринушка

» Информация о деревне Закрутое
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Мокрое EmptyВс 25 Авг - 23:37 автор Иринушка

Поиск по галерее сайтов НАРОДНОГО АРХИВА
Сообщите о нас пожалуйста
Партнеры
Создать форум

Не назойливая реклама
Здесь Вы можете разместить свою рекламу
Все флаги в гости к нам
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Мокрое Flags_0
Счетчики
Rambler's Top100 Счетчик посещений Counter.CO.KZ Яндекс.Метрика

Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Мокрое

Участников: 2

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Vera



Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Мокрое

Церковь. Утрачена.
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы
Год постройки:не позже 1832.
Год утраты:1943 (разрушена в ходе боёв)
Адрес:
Калужская область, Куйбышевский район, с. Мокрое

Vera



Из истории с. Мокрое (Здесь есть  фото церкви ):

http://40413s002.edusite.ru/p8aa1.html

***
Дело в том, что фото церкви в сети нет. Есть только фото на аукционе...

roger_roger



Богородицкая церковь построена в 1832 г. коллежским советником Николаем Евлампиевичем Семичевым. Расширена в 1893 г.
Мокрое.

Мокрое. Село Грибовской волости, ныне — центр сельского поселения «Село Мокрое» Куйбышевского района.

По состоянию на 1859 г. село значилось владельческим в 70 верстах от уездного города Жиздры при речке Мокрянка на Рославском тракте. В 10 дворах проживало 23 души мужского и 26 женского пола.

Деревянная церковь без приделов построена в 1696 г. Земли значилось 200 десятин 200 кв. саженей.


План на землю и книги хранились в церкви. В 1806 г. состояло приходских дворов 399, в которых проживало 1544 душ мужского пола.

Каменная церковь с колокольней построена в 1832 г. коллежским советником Николаем Евлампиевичем Семичевым. Верх покрыт железом. В 1863 г. сохранялось здание старой деревянной церкви.


К тому времени она была ветхая и служба в ней не велась, но иконостас был в сохранности. Церковь вокруг была обнесена каменной оградой.

В 1863 г. престолов было три. В настоящей холодной части престол освящён во имя Рождества Пресвятой Богородицы, память 8/21 сентября. В холодном приделе с правой стороны — во имя святителя Николая Чудотворца, память 9/22 мая и 6/19 декабря, с левой стороны - во имя святителя Митрофана Воронежского, память 7/20 августа и 23 ноября/б декабря. В 1893 г. трапезная часть храма расширена и устроен ещё один придел — во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, память 6/19 августа.

Учебных заведений было четыре.

В селе Мокрое церковно-приходская школа устроена в 1883 г. священником Владимирским. В д. Милеево также находилась церковно-приходская школа и две земские — в д. Хотожа и д. Высокое.

Издавна в приходе существовало три деревянные часовни на кладбищах — при церкви, в д. Милеево и Хотожа. Расстояние от Калужской духовной консистории 220 вёрст, от местного благочинного в с. Закрутое 9 вёрст. Ближайшие церкви: на юго-востоке — Богородицкая в селе Бутчино в 20 верстах, на западе — Покровская в селе Петровское в 9 верстах, на юго-западе — Николаевская в селе Шаровичи в 14 верстах, на севере — Владимирская в селе Закрутое в 9 верстах.


Приход в 1863 г. по части старшего священника состоял из селений: с. Мокрое, д. Дубровка в 1 версте, д. Бутовка (Свиридовка) в 3 верстах, д. Прилепы в 4 верстах, д. Теребивля в 7 верстах, д. Вос-кресенск (Голодаевка) в 5 верстах, сельцо Зимницы в 4 верстах, д. Грибовка (Погорельцы) в 3 верстах, д. Верхний Студенец в 5 верстах, д. Средний Студенец в 6 верстах, д. Качаковка в 8 верстах, д. Иноча в 12 верстах, д. Чёрная (Черкасы) в 8 верстах, д. Большая Лутна в 14 верстах, д. Малая Лутна в 16 верстах, сельцо Шаровичи в 12 верстах, д. Новое Бунёво в 20 верстах.


По части младшего священника: село Мокрое, сельцо Дмитровка в 6 верстах, д. Нижний Студенец в 4 верстах, д. Милеево в 6 верстах, д. Новики (Королёвка) в 11 верстах, сельцо Красниково в 3 верстах, д. Новосергиевка (Присняки) в 6 верстах, сельцо Садовище в 6 верстах, д. Хотожа в 5 верстах, сельцо Падирки в 8 верстах, д. Берёзовка в 2 верстах, д. Нижние Барсуки в 6 верстах, д. Шиловка в 4 верстах, д. Новая (Новая Чипляевка, Кукаревка) в 4 верстах. Итого по двум приходам в 409 дворах проживало 2460 душ мужского и 2694 женского пола.


Приход в 1895 г. значительно вырос по сравнению с 1863 годом. В селе Мокрое мещан (13 — 49-40) при церкви, в д. Берёзовка крестьян (19 — 78-78), мещан (6 — 22-15) в 2 верстах; в д. Свиридовка крестьян (9 — 45-42) в 2 верстах; в д. Шиловка крестьян (26 — 113-105) в 3 верстах; в д. Красниково крестьян (14 — 86-65) в 4 верстах; Фролов хутор крестьян (2 — 8-10) в 3 верстах; в д. Дрыны крестьян (13 — 59-60) в 3 верстах; вд. Погребки крестьян (6 — 19-28) в 8 верстах; в д. Хотожа крестьян (94 — 343-345) в 5 верстах; в д. Падирки крестьян (22 — 96-99) в 8 верстах; в д. Садовище крестьян (27 — 105-119) в 6 верстах; в д. Нижний Студенец крестьян (31 — 112-117) в 4 верстах; в д. Милеево мещан (3 — 23-22), крестьян (80 — 289-328) в 6 верстах; в д. Прилепы крестьян (19 — 73-78) в 4 верстах; в д. Верхние Барсуки крестьян (32 — 159-153) в 4 верстах; в д. Нижние Барсуки крестьян (37 — 167-163) в 6 верстах; в д. Дубровка крестьян (96 — 341-330) в 1 версте; в д. Теребивля крестьян (43 — 186-211) в 4 верстах; в д. Зимницы крестьян (40 — 150-162) в 4 верстах; в д. Воскресенск (Голодаевка) крестьян (16 — 59-55) в 5 верстах; в д. Новая (Новая Чипляевка, Кукаревка) дворян (1 — 0-2), крестьян (31 — 130-123) в 4 верстах; в д. Грибовка крестьян (29 — 191-189) в 3 верстах; в д. Верхний Студенец крестьян (61 - 288-287) в 5 верстах; в д. Белый Холм крестьян (17 - 81-69) в 8 верстах); в д. Чёрный Холм крестьян (12 — 46-43) в 8 верстах; в д. Красниково дворян (1 — 2-1), крестьян (27 — 111-95) в 3 верстах; в д. Новосергиевка (Присняки) крестьян (12 — 27-31) в 6 верстах; в сельце Дмитриевское дворян (1 — 1-3), крестьян (0 — 4-6) в 3 верстах. Всего в 840 дворах проживало 3463 души мужского и 3496 женского пола.


По определению Святейшего Синода от 18 июня 1902 г. за №7356 при церкви открыта вакансия третьего священника и третьего псаломщика.

В ноябре 2003 г. на месте разрушенного храма построена деревянная часовня. В этом большая заслуга руководителя СПК «Мокровский» А.И. Станиславского, местных жителей и районной администрации. Часовня срублена Леонидом Сазоновым.

Священник Покровской церкви пос. Бетлица Олег Булычёв после службы освятил часовню.


При обследовании местности в 2009 г. за часовней видны следы фундамента церкви, в селе сохранились остатки усадьбы Семичевых.

Основание: http://www.vidania.ru/temple/temple_kaluzskaya/mokroe_bogorodickaya_cerkov.html

Vera поставил(а) лайк

roger_roger



Vera пишет:Из истории  с. Мокрое (Здесь есть  фото церкви ):

http://40413s002.edusite.ru/p8aa1.html

Дело в том, что фото церкви в сети нет.  Есть только фото на аукционе...

У меня сохранилось фото Богородицкой церкви с.Мокрое

https://i.servimg.com/u/f22/20/48/87/02/iau_ea10.jpg

Vera поставил(а) лайк

roger_roger



Пережитое в подростковом возрасте воспринималось внешне просто, легко как в какой-то детской игре, правда, с участием взрослых. Ну, закроется церковь в моем селе Мокрое, так и что! Значит, будет что-то другое, не менее интересное для детворы, что, мол, зря местная власть затеяла закрытие церкви. Тот же клуб, например, где нам собирались показывать кино про другую счастливую жизнь, о которой нам часто рассказывали многочисленные лекторы и пропагандисты. Это уж много позже, изрядно пожив на свете, претерпев немало всевозможных невзгод и бед, я стал задумываться о значимости всего вокруг происходящего, творимого простыми русскими мужиками. Ведь еще вчера они приходили в ту же Мокровскую церковь помолиться за здравие живых, поставить свечку в память об усопших, а сегодня никто из них почему-то не воспротивился разорению храма в их родном селе, не остановил свою же, мягко скажем, безалаберную, шумную молодежь, от рук которой православный храм и прекратил свое существование. Да уж, задним умом мы все сильны. Сожалеем о потерянном, непродуманно и торопливо разрушенном. Только осознание этих потерь приходит поздно, когда ничего нельзя поправить или вернуть. Что Мокровский православный храм! Уже в солидном возрасте я случайно узнал, что в 1918 году, ошалевшие от свалившейся свободы, крестьяне близлежащих деревень под разудалую гармошку сожгли дотла в Михайловском родовое поместье Пушкиных. Вот и пойми теперь, что двигало теми мужиками, ополчившимися на святыню русской культуры. Неужто так ненавистен был для них род Пушкиных? А может их настроение и чувства определяло неприятие всего барского, непохожего на их крестьянскую, беспросветную жизнь. Нечто подобное просматривалось и в нашем селе Мокрое. Мол, пришли другие времена, значит, надо жить по-новому. А как ее начинать, в чём она заключается? Лекторы, пропагандисты, уполномоченные, приезжающие из других мест, старались растолковать, разобъяснить нашим отцам, да и нам, детям, что, мол, вера в бога мешает наступлению более веселой и богатой жизни. Правда, среди части пожилых людей возникали осторожные разговоры, что, мол, зря местная власть затеяла закрытие церкви. Как ни говори, а все значимые события, как в жизни села, так и самих жителей, проходили в тесной связи с церковью. Все метрики о рождении, а также многие другие документы, важные для селян вокруг лежащих деревень, хранились в том храме. А что стоил колокольный звон трех могучих колоколов, поднятых, как казалось мне тогда, на недосягаемую высоту! Однажды уже пожилой церковный звонарь, ходивший летом в длинной холщовой рубахе, подвязанной затертым кушаком, разрешил нам туда забраться. Мы галдящей толпой, на едином дыхании по крутой лестнице из истершихся кирпичных ступеней вбежали на колокольню и остановились, пораженные великолепием неоглядных далей, раскинувшихся перед нашим изумленным взором. Среди летнего марева, в котором плыли поля, леса и перелески, я далеко на восточной стороне рассмотрел столбы черного дыма. "Там, малец, находится Кировский чугунолитейный завод, - пояснил звонарь, - Видишь, как его трубы дымят?". Церковь стояла в Мокром в центре большой площади, где по воскресеньям и большим праздникам проходили базарные дни. Со всех сел и деревень, расположенных в округе, сюда съезжался народ, чтобы что-то продать, или, наоборот, прикупить для работы и семьи. Для взрослых жителей при тогдашних бесконечных трудовых тяготах церковь была отдохновением и духовным пристанищем. А для нас, детей, мало что смысливших в вере и молитвах, говоря современным языком, тот храм был неким культурным центром, где было просто интересно бывать, слушать мелодичный колокольный звон, смотреть на живописные крестные ходы, на разухабистые гулянки во время престольных праздников, проходивших на площади перед церковью. Но однажды все кончилось. Летом тридцать девятого года по селу пронесся слух, что церковь все же закрывают. Поначалу в это мало кто верил - ведь не худому учили в храме. Да и кому он приносил вред? Но, увы, в один из летних дней к главному входу в церковь подъехал грузовик с группой галдящей молодежи. Соскочив с него, молодые парни со смешками и подначками начали выносить из храма всевозможную церковную утварь: расшитые позолотой ризы, рушники, иконы в тяжелых позолоченных окладах, сверкающие медные потиры, чаши. Вытащили они и большое бронзовое паникадило, позвякивающее крохотными серебряными канделябрами. Пока они валили в кузов это церковное богатство, на кровлю колокольни попробовал забраться местный придурковатый мужик с деревенским прозвищем Когосик, чтобы сбить позолоченные кресты. Но тогда у него ничего не получилось, не добрался он до крестов. Через пару недель Когосик снова явился к храму. На сей раз, обвязавшись веревками, он все же достиг своей цели. Кресты долго не поддавались, раскачивались, кренились то в одну, то в другую сторону. Но, вскоре прогрохотав по железному куполу, грохнулись перед взором притихшего и опечаленного народа. Когосик радостный спустился вниз. Крестов над куполами церкви не стало. Но вот колокола почему-то он не тронул. Они остались висеть на своем месте. Вскоре в церкви все переделали. Выломали алтарь и иконостас. Вместо них сколотили из досок сцену. Стены храма, на которых были нарисованы лики снятых, забелили известью. В глубине бывшего алтаря натянули простыню. В образовавшемся зале поставили длинные деревянные скамьи и начали крутить кинофильмы. На это ранее невиданное чудо собиралось много народу. После кинофильмов местная молодежь устраивала танцы под гармошку. Где-то через неделю из-под белой извести стали проступать церковные росписи. натащив железных бочек, опять развели густую побелку. Тряпичными квачами и самодельными кистями повторили беление. И так происходило несколько раз. Но все равно с ликами святых справиться не удавалось. Всякий раз они проступали сквозь побелку и почему-то особенно часто в наступившем сорок первом году. В народе глухо заговорили, что это, мол, не к добру. Постепенно жители села стали привыкать жить без церкви и церковных праздников. Быстрее, конечно, перестраивались мы, пацаны, и молодежь постарше. Все новое нам было интересно и необычно. Однажды в начале лета сорок первого года во время очередного киносеанса на колокольне вовсю забили колокола. Народ в страхе повалил на улицу. Оказалось, что на колокольню забрался другой деревенский дурачок, Коля Батылка, и устроил "всенощный" перезвон. Дурачка стащили с колокольни и, надавав приличных тумаков, прогнали домой. Все вскоре забыли и этот вроде бы курьезный случай. Но кое-кто из пожилых выходку Коли Батылки снова связал с какими-то грядущими бедами. И они пришли. В воскресный день 22 июня началась война с Германией. Так как село Мокрое было тогда центром Куйбышевского района, сюда, на церковную площадь из соседних деревень понаехало множество народа. Началась мобилизация мужиков и молодых парней на фронт. Повиснув на плечах мужей и сыновей, заголосили жены и матери. А после полудня с этой площади десятки повозок с мобилизованными потянулись на сборный пункт в город Киров. Через день-другой на церковной площади снова собиралась тьма народу. От мобилизации, продолжавшейся почти месяц, более других вымотался и исхудал военный комиссар района майор Суворов. Ближе к осени мы уже знали, что наступающих на Москву немцев удалось задержать на реке Десна находящейся от нашего села за сорок километров. На утренних и вечерних зорях оттуда доносилась приглушенная расстоянием орудийная канонада. Все мы надеялись, что немцы не дойдут до наших мест. Но они появились в нашем селе в начале октября. Нам, пацанам, было очень страшно и в тоже время невероятно интересно наблюдать за чужими солдатами, которые самыми настоящими хозяевами пошли по селу. Они отбирали все съестное, что попадало им под руку. Некоторые захватчики не гнушались даже коврижкой хлеба, только что испеченной матерью для нашего пропитания. В первые же дни фашисты побывали и в церкви. Мы думали, что они ее взорвут. А случилось все наоборот. Комендант объявил, что желающие могут приходить в церковь и проводить богослужения. Откуда-то взялся и батюшка - сумрачного вида пожилой пленный солдат, ходивший в незастегнутой шинели с оторванным хлястиком. Мне думалось тогда, что никто в церковь не пойдет, испугается немцев. Но народ постепенно стал тянуться туда. Поначалу в основном это были пожилые бабы, только что отправившие на фронт своих мужей и сыновей. А потом в их толпе стали появляться и молодки, закутанные по самые глаза темными платками и полушалками. Эти службы проходили как-то не по-православному. То есть, оставшиеся на колокольне три колокола так и не звонили со дня прихода в село оккупантов. Почему, трудно сказать. Скорее всего, не разрешали немцы. В колокольном звоне они, может быть, ощущали или подозревали некую потаенную силу, которую мог обрести наш народ пока придавленный их нашествием. Но однажды в будний зимний день церковные колокола очнулись и заговорили мощным надрывно-печальный гулом. Услышавшие его селяне невольно стали осенять себя крестными знамениями. Уж не случилось ли чего! Многие высыпали на улицу. Тут уже суетились и немцы. Я хорошо помню, как все они, непонятно лопоча на своем языке, побежали к церкви. К ней направились и мы, пацаны. Интересно было знать, кто же нарушил запрет фашистов. Когда я подбежал к церкви, то на колокольне увидел мятущуюся фигурку, колыхавшуюся под колоколами. Народ ахнул: это же Коля Батылка! Без верней одежки, в домотканой льняной рубахе, приоткрывавшей его впалый живот, на промозглом зимнем ветру, Коля во всю силу раскачивал тяжелые била колоколов. Один из немцев стянул с плеча карабин, клацнул затвором и прицелился. На холодном ветру резко хлопнул выстрел. Коля, дернувшись, исчез за невысоким выступом колокольной стенки. Почти сразу же прекратился и надсадный, беспорядочный гул. Как оказалось позже, это был последний вскрик колоколов Мокровской церкви. Лишь в августе сорок третьего года они отозвались коротким эхом на мощный залп "катюш", ударивших по селу, в том числе и по церкви. Готовившиеся отражать наступление частей Красной Армии со стороны города Кирова, немцы оборудовали на колокольне пулеметную точку. С высоты колокольни из своих пулеметов МГ-42 они могли далеко простреливать окрестности села с восточной стороны, откуда и ожидалось наступление советских войск. По всему видать, наше командование решило не рисковать людьми. Точный залп из гвардейских минометов буквально срезал не только верх колокольни вместе с немецкими пулеметчиками, но и в клочья разнес железный купол храма. Пострадала не только церковь, само село отступавшими немцами было выжжено практически дотла. Народу пришлось зимовать в землянках, тесных баньках, холодных амбарушках в холоде и голоде. Вскоре начались сильные осенние ветры. Покореженные взрывами снарядов железные листы церковной кровли грохотали по ночам, нагоняя тоску на всех, кто слышал эту жуткую неумолкаемую музыку. Весной сорок четвертого года у полуразрушенной церкви стали появляться люди с заступами, топорами, кирками. Они стали разбирать стены из крепкого кирпича для кладки печей в своих собранных на живую нитку хатенках, чтобы хоть как-то обогреться предстоящей зимой. За несколько лет от места, где стояла красивая церковь, остался, только курган, который постепенно зарос крепким дернистым пыреем. Потом по решению партийных органов было ликвидировано прицерковное кладбище, где покоилось не одно поколение заслуженных людей, офицеров Русской Армии, воинов, отмеченных многими государевыми наградами, священников, купцов, да и просто крепких хозяев. Кованые железные изгородки, а также надгробные гранитные плиты и камни с фамилиями усопших были сняты и увезены, а то и просто поколочены на мелкие осколки. А оставшиеся холмики перепаханы тракторными плугами. С разрушением церкви, от которой не осталось даже фундамента, жизнь в селе стала не такой бурной и шумной, как до войны. На пустующей площади уже не проводились ярмарки, которые, кстати, непонятно почему запрещали партийные власти района. А с переносом центра района на железнодорожную станцию Бетлица, расположенную в семи километрах, жизнь в Мокром почти утратила свое прежнее многообразие. Сегодня оно поддерживается разве что старейшей в районе Мокровской средней школой, которая в 2009 году отметит свой 170-летний юбилей. В начале нынешнего века на месте Мокровского православного храма было решено поставить деревянную часовню...

Сизиф и Vera поставили лайк

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения