http://www.vest-news.ru/article/19407
На территории Куйбышевского района большинство сел и деревень имеет древнюю историю. Но есть и такие, которые появились на карте сравнительно недавно, уже в XX веке. Одним из таких является поселок Красный Хутор, расположенный в четырех километрах от районного центра, недалеко от крупного озера Мокровского.Входит в состав муниципального образования «Село Мокрое».
В начале прошлого века премьер-министр Российской империи Петр Аркадьевич Столыпин решил реформировать сельское хозяйство страны, повысить его эффективность. До этого он долгое время проживал в Прибалтике, где крестьяне, жившие преимущественно на хуторах, занимались сельским хозяйством. Желающим предоставлялись участки на территории, где они жили, а также в удалении от деревень, где крестьяне должны были вести приусадебное хозяйство обособленно - на хуторе.
Вот и многие крестьянские семьи Грибовской и Мокровской волостей Жиздринского уезда (ныне территория Куйбышевского района) решили вести хозяйство, живя на хуторах. Это семьи Прокопенковых из д.Шиловка, Оленичевых из д.Березовка, Сафроновых из д.Хатожа. Позже к ним подселялись родственники и просто люди, которым было тесно в своих деревнях. Так возник хутор, коих в ту пору было множество на Руси.
В 30-е годы прошлого века в деревнях и селах стали организовываться коллективные хозяйства. Жителей близлежащих хуторов переселили в один населенный пункт, который получил название Красный Хутор. То ли это дань моде (при советской власти всё было «красным» - Красный пахарь, Красный лапоть), а возможно, слово «красный», как это часто было у славян, означало «красивый». Даже сегодня приезжие удивляются широкой улице Красного Хутора. А каким же красивым был поселок в пору своего расцвета!
В поселке был организован колхоз, назвали его «Комсомолец». Построили ферму для крупного рогатого скота, конюшню. Жизнь мало-помалу стала налаживаться.
Но тут грянула Великая Отечественная война. Старожилам Красного Хутора время то вспоминается как самое страшное, так как здесь проходила линия фронта. До сих пор в лесах остались воронки от снарядов и окопы. Поселок был оккупирован немецкими войсками. Хлебнули военного лиха не только мужчины, но и женщины, многих фашисты вывезли на каторжные работы в Германию. Жители деревни активно помогали партизанам, в том числе и мой прадед, Ефим Павлович Оленичев, долгое время работавший бригадиром на постройке мостов, а перед войной - лесником в лесничестве. Его сыновья Алексей и Нил воевали в Красной Армии, были ранены, имели боевые награды.
После освобождения в 1943 году в поселке находились конторы многих районных организаций, поскольку тогдашний районный центр село Мокрое был частично уничтожен в ходе боевых действий и помещений не хватало. Конторы размещались в Красном Хуторе вплоть до переноса районного центра на станцию Бетлица в 1950 году.
После войны из трех близлежащих населенных пунктов - Красный Хутор, Красниково, Соловьевка - был создан один общий колхоз. Его правление располагалось в Красном Хуторе. Недалеко от деревни (меньше километра) разместилась машинно-тракторная станция (МТС), обслуживавшая близлежащие колхозы. Поблизости был построен маслодельный завод.
Своего расцвета поселок достиг в 60-70-е годы. Были построены клуб, магазин, провели электричество, сделали водопровод, поставив две водонапорные башни Рожновского. В Красном Хуторе было примерно 40 домов.
В 70-е годы проходило очередное укрупнение колхозов. «Комсомолец» вошел в состав соседнего грибовского колхоза «Маяк», преобразованного вскоре в совхоз.
В разное время председателями колхоза и совхоза были люди, позже занимавшие ответственные руководящие посты. В.Прохоренков возглавлял автотранспортное предприятие района, маслодельный завод, А.Майоров работал первым секретарем райкома партии, Н.Майоров был директором районного отделения Сбербанка, С.Воронин в настоящее время глава муниципального образования «Куйбышевский район».
В Красном Хуторе жили уважаемые, известные люди Алексей Ефимович Оленичев - участник Великой Отечественной войны, 12 лет работал управляющим Куйбышевским отделением Госбанка и около 10 лет - заведующим центральной сберегательной кассой района. Его сын, а мой отец Аркадий Алексеевич Оленичев, более 35 лет проработал в лесном хозяйстве района, из них больше 20 лет - начальником Феликсовского лесоучастка, затем преобразованного в лесничество. Ю. Прокопенков был архитектором района, В. Прокопенков – главным врачом больницы на Украине.
Постепенно стала уезжать из Красного Хутора молодежь, а люди старшего поколения умирали. И сегодня в поселке осталось 16 жилых домов. Оставшиеся дома проданы жителям Москвы под дачи, их владельцы приезжают сюда на праздники и в отпуск летом.
Алексей ОЛЕНИЧЕВ, краевед.
Куйбышевский район.
Остатки Красного Хутора.