Первое упоминание о с. Воткино относится к XIII веку. Заселение же нынешних хвастовичских лесов произошло в глубокой древности племенами балтов. В конце VIII века сюда пришли вятичи из Среднего Поволжья, изгнав балтов с территории. Позже в нашу местность стали стекаться беглые и сосланные из боярских и дворянских вотчин крестьяне, осваивая дикий край и спасаясь от преследования хозяев и властей. Богатые лесные массивы и плодородные земли притягивали всё новых пришельцев, поэтому Воткино разрасталось за счёт расширения пахотных земель.
В XVII веке эти земли оказались в руках помещиков-дворян. Бунин Павел Игнатьевич, Воткинский помещик, жил напротив нынешней почты. В своём пользовании он имел 1700 га земли. А вот земли, лежавшие на территории вокруг пос. Черная Речка (бывший Челюскинец), Бунин подарил помещице Царёвой Анастасии Ивановне — она имела 500 десятин земли. Впоследствии земли Бунина по завещанию были подарены Жиздринскому детдому. Опекуном этой земли был Тихомиров. Но поскольку Тихомиров был в детдоме наездами, всеми делами управлял немец Роберт Иванович Эйдер. Когда хозяйство стало нерентабельным, его решили продать подбужским крестьянам. Но подбужане со стороны не могли хорошо управлять большим хозяйством, к тому же они наносили большой вред крестьянам из Воткино, затаптывая их посевы. Поэтому воткинцы были вынуждены уполномочить об этом мещанина из Жиздры Волкова Ивана Алексеевича. Он съездил в Воронеж к Куманскому и тот передал купчую на землю подбужских крестьян Воткинским. Долгое время, вплоть до 1917 года, земли находились во владениях местных помещиков (Мещерской, Пашковых, Охотникова, Бегичевой, Параваевой) и церкви.В 1868 году в Воткино была построена деревянная церковь, а в 1885 — кирпичная. Деревянная была продана в Слободу. Церковь находилась на территории ныне существующей школы. По словам очевидцев, церковь была из красного кирпича, на ней возвышалось пять куполов, она была большая и очень светлая. В церкви имелось три двери. Не только воткинцы, но и прихожане из близлежащих деревень посещали церковь. Была она построена в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В конце XIX века Воткиным стал владеть помещик Бунин Павел Игнатьевич. Он жил на той улице, где была церковь. Улица называлась Бунинка. В церкви проходили и венчания молодых. Та девушка, которая нравилась помещику, должна была провести с ним первую ночь. Бунин приказывал привести её к себе домой, и никто не мог его ослушаться. В то время замуж выдавали с выгодой, а не по любви: жених и невеста вроде рядом живут — вот и поженятся, чтобы в один колодец по воду ходить, — так бабки говорили. При церкви службу нёс батюшка, жил он напротив дома родителей Ивана Петровича Ерохина. При нём служил дьячок, а бабушка - мать отца Ивана Петровича — прислуживала при церкви. Во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, церковь была взорвана фашистами. Как рассказывает бывшая учительница русского языка и литературы Воткинской школы Т.М. Архипова, осколки разлетались на несколько километров (она в то время жила на пос. Челюскинце). Люди видели, как была взорвана церковь. Очень переживали: от прекрасного творения зодчих осталась гора кирпича, которая впоследствии была разобрана населением на строительство печей. Наверное в каждой нынешней избе в фундаментах заложены кирпичи от церкви. Чтобы помолиться, люди стали тайно от властей собираться на п. Красная Горка, там жила старушка Семитониха, она кропила пасхи, вела молебны, крестила младенцев; петь ей помогала свекровь Божановой Тоня.
В конце 1888 года в нашем селе была построена церковно-приходская школа с одной классной комнатой, в которой занималась сразу 3 класса с одним учителем. В углу комнаты стояла икона (кивот) высотой от пола до потолка. Возле этой иконы стояли два ведра с гречихой. Нарушителей и непослушных ставили в угол на колени на рассыпанную гречиху и заставляли молиться. Первой учительницей в школе была Овсянникова Надежда Васильевна, а после её смерти прислали работать Сергееву Наталью Филипповну — она проработала до 1917 года. Школу посещали дети состоятельных жителей.
В 1935 году в селе открыли семилетнюю школу, размещалась она в двух зданиях. Во время немецкой оккупации село было сожжено, сильно пострадала и школа. На территории нынешней школы было кладбище, но здешнюю землю для захоронения усопших нужно было выкупить.
А вообще в Воткино было два кладбища: первое для всех, которое и ныне существует, а другое — для людей богатых. В послевоенный период жителям села пришлось восстанавливать колхозы с большим трудом: не было тягла, семян. Народ первое время ютился в землянках. Однако благодаря усилиям народа село возродилось.По указанию самого И.В. Сталина началось строительство нынешней школы и клуба. Потом у нас появились своя больница, свой роддом, в котором в месяц рождалось до 30-ти малышей, фельдшером-акушером работала Н.И. Задорожная. Когда строилась новая школа и школьный погреб, было выкопано очень много костей и черепов, всё это впоследствии было перезахоронено на другом (нынешнем) кладбище. Так что ходим мы, воткинцы, по костям своих богатых предков. В лесу на п. Черная Речка работал кирпичный завод, там изготавливали кирпич. Да такой, что и ломом не разобьёшь — был замешан на куриных желтках, — так говорят старики. Подбужская больница была полностью выстроена из этого кирпича, возили его на лошадиных подводах. Улицы в с. Воткино в старые времена назывались иначе: Кулига, по-тому что около луга; Гусевка, это оттого, что много гусей было на улице; Зюмкин конец, Бородкин конец, Бунинка — по имени барина. Людей по фамилии знал у нас не каждый. Воткинцы — это в основном: Васюковы, Исаевы, Кузнецовы, Никишины — все двоюродные и троюродные. На одной улице было по 18–20 детей одной фамилии и поэтому у каждого было прозвище. Узнавали их также по обличию отца и матери.
В период коллективизации была организована в Воткино пионерская организация, состояла она из 11 человек. Первым председателем совета отряда был Васюков Иван Тихонович. Многие верующие родители не разрешали своим детям вступать в пионеры. Каждый пионер должен был обучить двух безграмотных. За период 1930–1932 годов в колхоз вступили все жители села. Хозяйство крепло, и к 1940 году колхоз стал одним из передовых в районе.
В наше время село угасает, но воткинцы не сдаются: школа пока функционирует, в ней обучаются 15 ребятишек, 10 из них цыганской национальности. Работает почта, сельская администрация, есть у нас медицинский пункт, сельская библиотека. Хороший, просторный магазин, контора сельхозартели, ферма, тракторный стан. Дети с 5 класса по 11-й обучаются в Подбужской школе, возит их «Школьный автобус». Обещают нам газ провести, к домам. Мы на это очень надеемся: население наше в основном пожилого возраста, и дрова готовить тяжело, да и дорого. Старожилом села у нас является Ерохина Александра Сидоровна. Ей 85 лет. Хочется пожелать землякам-воткинцам терпения, поменьше ссориться. Держитесь сообща и почаще улыбайтесь друг другу. Дай Бог Вам всем здоровья!
Материал подготовила библиотекарь Воткинской сельской библиотеки Татьяна Наумова
Информация взята с сайта https://hvastovichi.ru/brexunok/newhistory/28-votkino